8 (800) 500 06 19
Группа компаний
«ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ и
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ»
Включены в реестр Таможенного союза
Аккредитация в Федеральной службе по аккредитации
Лицензии ФСБ и Ростехнадзора
Оснащенная испытательная лаборатория

Новосибирск
Москва

+7 (383) 207 54 60
+7 (495) 215 52 50
info@ncspu.ru Оформить онлайн заявку Вход в личный кабинет

Уважаемые посетители сайта!

На данный момент информация на нашем сайте актуализируется. Если у Вас возникли вопросы – пишите нам в чате или звоните по телефону 8-800-5000-619

Новости сертификации и экспертизы

Значение системы менеджмента качества должно возрасти

19 Февраля 2013
          Кто в России выиграет от вступления в ВТО, а кто проиграет: поставщики или потребители, производители или посредники, предприниматели или наёмные работники? Как всегда при изменениях с плохо предсказуемыми последствиями у различных социальных групп граждан России популярны два вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?». Пока большинство ищут ответ на первый вопрос, некоторые уже знают ответ на второй. В результате согласительных мер между управляющими структурами ВТО и нашими органами власти в России появились новые инструменты воздействия на рынок: техническое регулирование, система национальной аккредитации, миграционные квоты и многое другое, в том числе было введено ограничение по применению лицензирования и обязательной сертификации.
     Общепризнано, что основная угроза для основной массы населения и предприятий – повышение уровня конкуренции на территории России вследствие свободного перемещения в Россию и из России относительно дешёвых товаров, финансовых и человеческих ресурсов. Наши ресурсы и полуфабрикаты ещё быстрее потекут за границу, а к нам в большем объёме готовая продукция, влияя на число банкротств и уровень безработицы. Краткосрочные успехи от падения заградительных мер, например, в сырьевой экономике, не смогут погасить роста потребностей и ожиданий населения. Чтобы снятие барьеров в торговле не нанесло удар по нашим предприятиям и, в итоге - по основной массе населения, необходимо поднять конкурентоспособность наших товаров за счёт свежих идей и роста производительности труда.
     С идеями в России всегда было всё в порядке, а вот их реализация оставляла желать лучшего. Основная проблема реализации идей состояла всегда в том, что изобретатели не могли получить достойную награду или признание своих заслуг. Во всем мире защита интеллектуальной, как и частной собственности является отправной точкой для развития. Рост производительности труда связан, прежде всего, с совершенствованием следующих факторов: технологии, компетентность и мотивация персонала. Указанные факторы определяются целиком и полностью культурной и финансовой состоятельностью собственника, иначе говоря системой управления (менеджмента) предприятия.
     Поиск ответа на вопрос «Кто виноват?» представляется неважным и даже отчасти вредным с точки зрения системного совершенствования управления любой формой объединения людей. Поиск виновных - это проблема руководителя, т.к. это отражение его культуры и системы управления. Для подчинённых поиск ответа на данный вопрос - просто потеря своих сил и времени.
     Выжить и быть успешным в перспективе удаётся только тем странам и организациям, которые, преодолев поиск виноватых, ВМЕСТЕ будут искать ответ на вопрос «Что следует улучшить для победы?» А ещё, кроме планирования, они должны совместно действовать, оценивать результаты и получать награду по вкладу в достижение общих целей. Только в этом случае они добьются по настоящему синергетического эффекта от совместной деятельности.
     Чтобы опередить конкурентов своей организации, собственник и наёмный работник вынуждены совместно думать, делать, а вскоре и возможно жить одной общей идеей: «Как повысить конкурентоспособность организации?» Принципы и Модель Управления организацией закладывает собственник с учётом социальных запросов и культурных ценностей местного рынка труда. В управлении организацией два Принципа являются полярными. Первый построен на страхе индивидуума за свою жизнь, за жизнь родных и близких людей. Второй построен на относительной свободе (в пределах зоны, ограниченной только законом и общепризнанными правилами) его действий и решений.
     Приведу ряд примеров применения данных принципов. Несколько лет назад на одном из заводов в Польше я был свидетелем успешной работы организации, основанной на страхе исполнителей. На производстве электрооборудования наёмные работники трудились так, словно каждое изделие ждали в окопах фронта, даже обеда как такого у них не было, кроме 15-минутного перерыва. На мой вопрос хозяин фирмы ответил: «Они знают, что в нашем городке на каждое рабочее место у меня 4-6 человек без работы. Ещё купил недавно стан-автомат, если запущу его в работу, то половину людей придётся уволить. Останутся лучшие работники. Вот и стараются. Я их не принуждаю, они сами задают скорость конвейеру». Конечно, Новосибирск не заштатный польский городок. Но совсем недавно я был на одном из успешных местных предприятий по сборке-упаковке продукта, где наблюдал аналогичную картину.
     Второй пример – применение противоположного принципа. В ходе посещения одного из предприятий США я наблюдал, как в огромном зале одновременно шла сборка-наладка десятка разных видов самой передовой в мире медицинской техники общепризнанного качества. Работа шла ритмично, вокруг идеальный порядок. Рабочие были благожелательны к окружающим и уверены в себе. Рабочие могли спокойно перемещаться и переговариваться. При этом производственный процесс ни на минуту не прерывался. Я попросил мастера участка объяснить, как удалось так организовать работу?
     Мастер рассказал о политике в области качества - о специализации фирмы на постоянном улучшении технологий, о покупке лучших разработок продукции вместе или без персонала и так далее. Рабочие, мастера и руководители объединились для реализации такой политики в интересах всех членов организации. То есть, согласно современной культуре производства и сбыта на основе системы менеджмента качества, чтобы организация людей успешно работала, её участники должны иметь общую цель и доверять друг другу.
     В условиях свободной конкуренции для достижения и поддержания успеха любая организация вынуждена объединиться около своего лидера-руководителя на основе общей цели. Уточню, что прибыль не является общей целью, за исключением случаев, когда все работники являются собственниками или акционерами данной организации. Пока организация занимает монопольное положение на рынке товаров или не требуется высокой квалификации персонала, общей целью может служить защита от страха. Поэтому собственник или директор может в такой ситуации говорить персоналу все, что пожелает, защищая свои прибыли и амбиции. Конкуренция и идущие за ней совмещение профессий, автоматизация процессов производства и управления сокращают область монополии и применения низко квалифицированного труда. Теоретически, собственник должен сменить принципы управления или потерять бизнес. Как правило, увольняется, меняется или ещё больше угнетается персонал, своими руками создаются новые конкуренты, т.е. в итоге всё равно частично или полностью теряется бизнес. Впрочем, свято место пусто не бывает.
     Я считаю, что ВТО – это гибель для неэффективного управления. Поэтому проиграют в итоге все те, кто не умеет или не хочет работать и заручиться доверием персонала и партнёров! Резкое повышение конкуренции быстро разрушает доминирующие стереотипы в поведении людей.
     Для адаптации ряда ведущих российских организаций к условиям свободного рынка и ВТО, им 15 лет назад в рамках международной программы TASIS были предложены к внедрению и сертификации стандарты ISO серии 9000 (их российская версия – ГОСТ Р ИСО 9000). К сожалению, низкий уровень конкуренции не позволил применить эти стандарты в России широко и успешно. В итоге, сейчас часто можно купить сертификат соответствия СМК как бумажку, т.е. без труда и незаслуженно. Надеюсь, что этой ситуации придёт конец. Сегодняшние промахи в экономике, политике и культуре – следствие узости базы управления, что объясняется слабостью самоорганизации и разобщённостью интересов и действий российского общества. Государственные чиновники и частные предприниматели должны способствовать общественной самоорганизации групп населения и персонала в интересах страны и/или отдельного предприятия. Вопрос в том, кем готовы руководить и управлять начальники всех уровней: чемпионами или неудачниками?
     Напомню, что в настоящий момент внедрение и применение Системы Менеджмента Качества в организациях осуществляется на основе международных стандартов ISO 9000:2005 и ISO 9001:2008 (в России соответственно ГОСТ Р ИСО 9000-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а с 2013 г. ГОСТ Р ИСО 9001-2011). Это самый тиражируемый и издаваемый в мире стандарт и не только потому, что сегодня наличие сертификата соответствия СМК - непременное условие участия в тендере, получения допуска СРО или лицензии, не только потому, что в мире уже выданы сотни тысяч данных сертификатов. В п. 3.2.2 ISO 9000 определено, что система менеджмента качества предназначена «для разработки и реализации политики и целей в области качества». Стоит привести определение ещё одного термина, чтобы всё стало на свои места. Политика в области качества (п. 3.2.4) – это «общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством». Иными словами, НАЛИЧИЕ ОБЩИХ ИЛИ КОМАНДНЫХ НАМЕРЕНИЙ является главным условием успешного применения СМК (подразумевается - постоянного улучшения жизни) в организации и руководитель ДОЛЖЕН ДОБИТЬСЯ этого.
     Если наличие командного духа у объединения людей, т.е. степень доверия людей друг к другу определяет уровень их успешности (иными словами конкурентоспособности), то, как собственник может добиться доверия от наёмных работников? Методы информационного давления и материального убеждения сегодня уже не помогают. Может, надо совершенствовать бюджетное управление, не скрывать и не манипулировать информацией о финансовом положении и достижениях структур организации? Может, надо окружать себя теми, кто чаще говорит «Я думаю / предлагаю следующее», а не теми, кто всегда говорит «да, Вы правы»? Может, надо направить усилия не на создание тотальной системы автоматизированной слежки за перемещениями или действиями персонала, а на систему поддержки, признания и поощрения их успеха. Традиционные меры информационной безопасности важны при низкой компетентности и культуре персонала, когда перемещения или местонахождение персонала определяет основное содержание работы.
     Все указанные изменения вызваны необходимостью очередной научно-технической революции (НТР) и адаптацией связанных с ней процессов разделения труда. Можно ли прожить без СМК или как такового менеджмента персонала? А можно летать на тихоходных самолётах? Можно, но объёмы грузоперевозок и пассажиропотока растут, т.к. численность населения Земли стремительно растёт. Растёт ценность быстрого принятия и отработки верных управленческих решений.
     В своё время при разработке теории сохранения устойчивости полёта и целостности скоростного самолёта молодой Келдыш применил «обратные связи» и «модели функций». Подобные меры теперь предлагается осуществить посредством Принципов, Модели и Требований СМК на базе ИСО серии 9000. Если точнее, это теория автоматического управления организацией для повышения уровня её результативности и эффективности в современном быстроменяющемся мире. Главная ошибка тех, кто разочаровался в СМК, состоит в том, что СМК организации невозможно управлять одному-двум человекам. СМК не отменяет командно-административной системы управления, а дополняет её, вовлекая в управление и достижение общих целей ВЕСЬ персонал.
     Краткий вывод. Пока в России будет преобладать монополизм, безответственность и низкая квалификация, собственники предприятий в России не будут особо заботиться о доверии со стороны наёмных работников. Наёмные работники таких предприятий пассивны, часто меняют место работы или имитируют бурную деятельность на благо начальника. Такая ситуация несёт в себе всё большую угрозу их главному общему интересу (доверию клиентов) по мере развития в мире НТР и интеграции России с ВТО и прочими международными объединениями. Наш «Обитаемый остров» скоро окончательно сольётся с остальной частью мира и тогда всё смешается.
     Меры, предпринятые в последний год, чтобы ограничить коррупцию и расширить общественную базу для оценки ситуации и выработки оптимальных решений свидетельствуют о понимании и реагировании руководства России на угрозы. Что ответят представители бизнес-структур? Они готовы внедрять ИСО 9001 всерьёз или будут продолжать скупать сертификаты и вешать их в рамочку? Вообще-то альтернативы уже нет, а времени почти не осталось.

Глинников Игорь Александрович
Начальник отдела сертификации систем менеджмента ООО «НЦСПУ»
Эксперт и аудитор по сертификации систем менеджмента (9001, 14001 и 18001)
ГОСТ Р, DQS-UL Group и НОСТРОЙ

Возврат к списку